RUSENG

Метафизическая фотография

Название «Метафизичекая фотография» было предложено русским фотографом Александром Слюсаревым и  введено в общее употребление в России после одноименной установочной групповой выставки 2010 года. Годом позже прошла вторая выставка, получившая название «Потеря первоначального значения».

 

Истоки направления “Метафизическая фотография” обнаруживаются в том глобальном повороте к реализму, который происходил в европейском искусстве в 20-е годы, и получил ряд названий: «метафизическая живопись» в Италии, «Новая вещественность» в Германии и «Магический реализм» в целом на континенте. Альбом иллюстраций.

Обратившись к реальности после радикальных экспериментов начала века, художники нашли ее изменившейся: странной, пластичной и двусмысленной. Их картины создавали у зрителя впечатление одновременно достоверности и ирреальности. Однако это единство вскоре оказалось разрушено. В Европе новый художественный опыт «магического реализма» был экспроприирован сюрреализмом, сохранившим реалистическую манеру письма, но пожертвовавшим достоверностью ради эффектности.

В Американской реалистической школе живописи влияние магического реализма ощущалось дольше, но уже к 60-м годам в ней на первый план окончательно вышла  формальная достоверность (фотореализм, гиперреализм), а элемент фантастичности был утрачен.

Фотография в 20-е годы была озабочена в первую очередь эмансипацией от живописи, борьбой за право говорить на собственном языке, и, несмотря на то, что некоторых фотографов исторически связывают с “новой вещественностью”, значимых образцов фотографии, показывающей нам иные, не обиходные способы собрать реальность, обнаружить не удается.

Мы ставим под сомнение ценность самовыражения как продуктивного мотива творческой деятельности. Сознание и подсознание должны быть  инструментами, с помощью которых можно обнаружить неизвестные аспекты реальности, а не источником любопытных искажений. Наш многомерный мир предоставляет нам бесконечное многообразие сложных и неоднозначных проекций, и фотографический медиум - самое подходящее средство для того, чтобы их зафиксировать.

Метафизическая фотография опознается по сочетанию ощущений ирреальности и достоверности, возникающих у зрителя 

Ссылки:

 

Вадим Саханенко. "МФ как конструирование ситуации зарождения перцептивных гипотез или их разрушения" (лекция в Центре фотографии им. братьев Люмьер). ТекстВидео.

 

Костя Смолянинов "Да ничего вы не понимаете"

Валерий Стигнеев. "Про аналитическую и иную фотографию".

Валерий Стигнеев. "Как метафизику поставить на службу фотографии?"

Владислав АКСЕНОВ. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ А.А.СЛЮСАРЕВА: ЗНАКИ И ПРИЗНАКИ (к постановке проблемы)

Вера Котелевская "Метафизика мига"

 

Исторический пост в ЖЖ, с которого всё началось.
http://klamm.livejournal.com/80093.html

и продолжение обсуждения в ЖЖ Слюсарева

http://slusarev.livejournal.com/1121950.html